Как вести личный бюджет — 3 простых шага

Вы решили привести в порядок свои финансы и понять, куда уходят ваши деньги? Это отличная идея, потому что ведение личного бюджета поможет понять не только это, но и найти траты, от которых можно отказаться в пользу других, более важных целей.

К сожалению, редко кто заморачивается учетом личных финансов. Отсюда и закредитованность и бесконечные займы до зарплаты, и конфликты на фоне недостатка денежных средств. А сколько раз вы думали, куда же делись ваши деньги, ведь зарплата пришла только неделю назад?

Когда вы начнете вести личный бюджет, на этот вопрос можно будет ответить построением отчета о тратах, либо заглянув в блокнот.

В этой статье я подробно расскажу, как начать вести финансовый учет, какие правила нужно соблюдать и какие программы могут с этим помочь.

Личный бюджет – это…

Бюджет – это документ, который может быть в бумажном или электронном виде, в нем отражаются все доходы и расходы, а так же статьи доходов и расходов.

В нем могут быть учтены правила ведения бюджета, цели и планы на будущее.

Для ведения личного бюджета НЕ нужно специальное образование, большое количество времени или дорогостоящее программное обеспечение. Достаточно лишь вашего желания и 5 минут в день.

Личный бюджет — 3 шага для его создания

  1. Учет доходов и расходов
  2. Создание бюджета
  3. Анализ и оптимизация расходов

Рассмотрим каждый пункт в отдельности.

Шаг 1: Учет доходов и расходов

Доходы нужно учитывать для того, что бы:

  • Понимать сколько вы зарабатываете;
  • Понимать откуда берутся деньги в вашем кошельке.

Проведите ревизию личных финансов. Запишите, сколько денег у вас есть, и на каких счетах они лежат. Например, так:

Наличные: 5.000 рублей;

Вклад в банке: 100.000 рублей;

Финансовый резерв: 40.000 рублей;

Мне должны: 1500 рублей (указать, когда и кому дали в долг);

Я должен: 300 рублей (указать, когда и у кого взяли в долг)

Теперь приступим к расходам.

Для того, что бы четко знать, куда уходят ваши деньги, вам нужно ежедневно записывать — на что и сколько вы потратили.

В течение первого месяца просто записывайте все ваши расходы, даже те, которые кажутся вам незначительными. Вы можете делать это в простом блокноте, разделив его на 2 части – сумма / на что потрачена, но лучше в специальных программах, о которых мы поговорим позже.

Заведите себе привычку – каждую неделю, а лучше еще чаще, сверять остаток средств в программе с реальной суммой на вашем счете. Так вы сможете выявить расхождения и понять, все ли покупки вы внесли. Старайтесь оплачивать покупки банковской картой, т.к. если вы обнаружите, что реальный остаток средств меньше, чем должен быть, вы сможете просмотреть историю смс-информирования от банка и найти платеж, который вы не внесли.

В конце месяца нужно проанализировать расходы и разбить их на категории, например:

  • Еда;
  • Транспорт;
  • Развлечения;
  • Оплата коммунальных услуг;
  • Здоровье;
  • Подарки;
  • Автомобиль (ремонт, тех. обслуживание);
  • Спорт;
  • Обслуживание банковских карт;
  • Сотовая связь;
  • Прочее;
  • Помощь родственникам и т.д., у каждого этот список индивидуальный.

Многие программы для ведения бюджета предлагают уже готовый список категорий, но я советую составить свой, т.к. не существует универсального списка, который подойдет всем.

Можно создавать подкатегории. Например, разделить категорию «Еда» на «Питание дома» и «Питание в кафе». А категорию «Транспорт» разделить на «Общественный», «Личный» и «Такси».

Обратите внимание на статью «Прочее». Эта статья должна быть на случай мелких, непредвиденных или редких трат. Невозможно категоризировать все траты, это не целесообразно.

Со временем категории будут дополняться.

Теперь у вас есть понимание, на что вы тратите свои деньги. Приступаем к следующему шагу.

Шаг 2: Создание  личного бюджета

Теперь, когда у вас есть представление, на что и сколько денег вы тратите нужно создать бюджет. Бюджет можно составлять на любые промежутки времени, но лучше всего это делать на месяц.

Для этого проанализируйте, сколько в среднем вы тратите в месяц по каждой статье расходов. Затем нужно записать, сколько вы хотели бы тратить по каждой статье, поставить себе так называемое ограничение. Например, тратить на еду не более 6000 рублей в месяц. После каждой расходной операции вы сможете отслеживать, укладываетесь ли вы в свой бюджет или нет.

Шаг 3: Анализ и оптимизация расходов

Этот пункт является самым важным, т.к. позволит вам ответить на вопрос, как можно уменьшить траты без ущерба для уровня своей жизни.

У всех нас есть 2 вида расходов по уровню важности:

  1. То, от чего мы не можем отказаться (медицина, еда, транспорт, оплата коммунальных услуг и т.д.);
  2. То, от чего отказаться можно (такси, кафе, развлечения и т.д.).

Начать анализ следует со 2-й категории. Посмотрите, сколько денег вы потратили по каждой статье и подумайте, можно ли эти расходы сократить? Как показывает практика, экономия на 10-15% в этой категории не приведет к понижению уровня жизни, а деньги сэкономит.

Затем проанализируйте расходы 1-й категории. Понятно, что не стоит экономить на лекарствах, но может, стоит уменьшить бюджет на еду, за счет отказа от полуфабрикатов и приготовления домашней еды?

При этом, не стоит впадать в крайности и отказываться от всех не обязательных трат. Жизнь состоит из маленьких радостей, и баловать себя можно и нужно. Речь идет о тех тратах, от которых вы могли бы отказаться безболезненно.

Присмотритесь в первую очередь к тем статьям расходов, траты по которым самые высокие. Расходы по таким статьям, зачастую, можно сократить.

Поставьте финансовые цели, например, накопить на ремонт кухни 100.000 рублей за 12 месяцев и откладывайте каждый месяц равную сумму денег, а лучше, откройте депозит и размещайте там деньги под проценты. Так вы заработаете небольшую сумму вдобавок к своим накоплениям.

Старайтесь при каждом поступлении денежных средств откладывать 10-20% на вклад.

Программы для ведения личного бюджета

Есть три способа вести личный бюджет:

  1. В тетради;
  2. Таблице excel;
  3. Специально созданной для этого программе.

Вариант с тетрадью мы отбросим сразу, т.к. это самый не удобный вариант ни в плане ведения, ни в плане анализа. С таблицей excel дела несколько лучше, там очень хорошие возможности для анализа, однако сам процесс ведения не очень удобен.

Я рекомендую воспользоваться специальными программами. Там удобный функционал, все продумано, большие возможности для отчетов. К тому же, программа в телефоне гораздо удобнее таблицы на компьютере. Вы сможете вносить покупки сразу, что очень удобно.

Есть как платные и бесплатные программы.

Я уже почти 5 лет пользуюсь программой «Cashorginizer» — она платная. По отзывам, многим нравится программа «Дзен Мани» и «CoinKeeper». Установите несколько программ и выберите ту, которая понравится больше.

Очень, очень и очень советую посмотреть видео ниже, вы найдете там массу рекомендаций, которые помогут вам в ведении личного бюджета. Особенно видео понравится тем, кто хочет вести бюджет в таблице excel.

(Длительность 11 минут)

Я желаю вам, что бы ведение личных финансов стало вашим постоянным навыком и принесло пользу вашему бюджету.

 

Приглашаю вас подписаться на мой Яндекс.Дзен-канал.

Оцените статью
А вы ведете учет личных финансов?

  1. Анастасия

    Интересно было читать, спасибо за информацию. Бюджет это очень важно.

    Ответить
  2. Марина

    Очень информативная статья. Возьму на заметку себе. Спасибо)

    Ответить
  3. Виталий

    Теперь знаю, как вести личный бюджет, а ведь раньше не задумывался об этом. Все оказывается гораздо проще, чем я думал. И спасибо за совет с ПО, попробую для начала Дзен Мани

    Ответить
  4. Владимир

    Деньги любят счет. С этим не поспоришь)).

    Ответить
  5. Геннадий

    Думал, что вести личный бюджет это искусство, которому нужно учится. Оказалось все гораздо проще. Спасибо за хорошие советы!

    Ответить